Экономика Китая
Несмотря на размеры Китая, богатство ресурсов, а так же тот факт, что около одной пятой населения мира живет в пределах его границ, роль страны в мировой экономике была относительно небольшой до конца 20-го века. Однако с 70-х годов прошлого века Китай значительно расширил свое взаимодействие с международной экономикой и стал доминирующей фигурой в мировой торговле.
Внешняя торговля и валовый национальный продукт (ВНП) страны показывают устойчивый и быстрый рост, особенно с тех пор, как иностранные фирмы начали использовать Китай в качестве платформы для экспорта товаров, производимых там.
По сути, китайская экономика находится в переходном состоянии с конца 1970-х годов, когда страна отошла от экономической системы советского типа. Китайцы отказались от коллективной модели в сельском хозяйстве (коммун), частный несельскохозяйственный сектор стремительно вырос, а приоритеты правительства сместились в сторону легкой и высокотехнологичной, а не тяжелой промышленности.
Основные проблемы
Тем не менее некоторые моменты долгое время продолжали сдерживать рост экономики. Доступной энергии было недостаточно для запуска всех промышленных мощностей страны, транспортная система не справлялась с требуемыми объемами перемещения таких критически важных товаров, как уголь, а система связи и логистики была не в состоянии удовлетворить потребности централизованно планируемой экономики масштаба и сложности Китая.
Неразвитая транспортная система Китая — в сочетании с существенными различиями в доступности природных и людских ресурсов в промышленной инфраструктуре — привела к значительной разнице в региональной экономике. Три самых богатых региона расположены вдоль юго-восточного побережья, в центре которого находится дельта реки Чжуцзян, вдоль восточного побережья с центром в нижнем течении реки Янцзы, и возле внутреннего моря Бо Хай. Последний район включает в себя Пекин, Тяньцзинь, провинцию Ляонин и др.
Именно стремительное развитие этих областей оказывает наиболее значительное влияние на азиатскую региональную экономику в целом, и политика правительства Китая направлена на максимальное устранение препятствий для ускорения роста в этих и так богатых регионах. В то же время, основным приоритетом правительства является экономическое развитие внутренних районов страны, чтобы помочь им догнать более процветающие прибрежные регионы.
Страна обладает величайшими запасами полезных ископаемых, занимая по этому показателю первые строчки мирового рейтинга, но разработаны природные богатства лишь частично. В течение последних десятилетий Китай приобрел некоторые высокотехнологичные производственные мощности благодаря иностранным инвестициям и совместным предприятиям с иностранными партнерами. Технологический уровень и стандарты качества во многих отраслях промышленности быстро и резко улучшились.
Рабочая сила и система ценообразования все еще вызывают озабоченность правительства. Неполная занятость распространена как в городских, так и в сельских районах, и существует серьезный страх перед разрушительными последствиями, которые может вызвать широко распространенная безработица.
Цены на некоторые ключевые позиции, особенно промышленное сырье и основные промышленные товары, все еще определяются государством. Тем не менее доля товаров находящихся под его контролем, продолжает снижаться. Основным исключением является производство энергии – сфера, которую правительство продолжает контролировать полностью.
Роль правительства
В 1949 году, после серии затяжных военных конфликтов, Китай объявил себя социалистическим государством. Практически весь последующий период правительство играло доминирующую роль в экономике. Например, в промышленном секторе государство долгое время владело практически всеми предприятиями. Доля общих производственных мощностей, контролируемых правительством, постепенно снижается, хотя тяжелая промышленность остается в основном государственной.
В городах правительство устанавливало цены на основные товары, определяло уровень и общее распределение инвестиционных фондов, устанавливало целевые показатели для крупных предприятий и отраслей, распределяло энергоресурсы, устанавливало уровни заработной платы и целевые показатели занятости, запускало оптовую и розничную сеть, контролировало финансовую политику и банковскую систему. В сельской местности с середины 1950-х годов правительство предписывало структуру посева, устанавливало уровень цен и целевые показатели по всем основным культурам.
К началу 21-го века большая часть вышеуказанной системы находилась в процессе изменения, поскольку роль центрального правительства в управлении экономикой уменьшилась, а роль частной инициативы и рыночных сил возросла. Тем не менее правительство продолжает играть доминирующую роль в городской экономике, и его политика по таким вопросам, как закупки сельскохозяйственной продукции, по-прежнему оказывает значительное влияние на показатели в сельском секторе.
Эффективное осуществление контроля над экономикой требует целой армии бюрократов и сложной структурной иерархии, простирающейся сверху вниз до уровня отдельного предприятия. Коммунистическая партия Китая оставляет за собой право на решения по экономическим приоритетам и политике. Аппарат правительства во главе с Государственным советом несет основное бремя управления экономикой. Госплан и Министерство финансов также занимаются вопросами функционирования практически всей экономики.
Процесс планирования включает в себя масштабные консультации и переговоры. Основным преимуществом включения проекта в годовой план является то, что сырье, трудовые и финансовые ресурсы, а так же рынки сбыта гарантированы директивами, имеющими силу закона. В действительности, однако, значительная часть экономической деятельности выходит за рамки подробного плана, и существует тенденция к его сужению, а не расширению.
Классификация экономической деятельности
Всю экономическую деятельность в Китае можно разделить на три группы:
- с обязательным планированием;
- с индикативным планированием (в котором централизованное планирование экономических результатов осуществляется косвенно);
- с регулированием рыночными силами.
Вторая и третья категории постепенно выросли из первой, но товары общегосударственного значения и почти все крупномасштабное строительство остались под системой обязательного планирования. Рыночная экономика, как правило, регулирует мелкие или скоропортящиеся товары в пределах местных рынков.
Оперативный надзор за экономическими проектами возложен в основном на провинциальные, муниципальные и окружные правительства. Кроме того, сами предприятия приобретают все большую самостоятельность в сфере деятельности. Таким образом, в целом китайская промышленная система представляет сложную структуру взаимосвязей. В целом, Государственный совет осуществляет относительно жесткий контроль над ресурсами, которые имеют решающее значение для работы всей экономики. Менее важные аспекты системы передаются на более низкие уровни для принятия детальных решений и управления.
Хотя в 1950-х-60-х годах сельское хозяйство контролировалось государством, в конце 1970-х годов в систему были внесены изменения. Народные коммуны и подчиненные им команды и бригады были либо упразднены, либо значительно ослаблены. У крестьянства появились материальные стимулы, как за счет повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством, так и за счет разрешения продажи излишков на свободном рынке.
Дается определенная свобода выбора в принятии решения, какие именно культуры выращивать. Система квот на закупки (фиксированная в форме контрактов) постепенно сокращается, хотя государство все еще может закупать сельскохозяйственную продукцию и контролировать излишки, чтобы влиять на рыночные условия.
Экономическая политика
Первая пятилетка (1953–57 гг.) сделала акцент на быстрое промышленное развитие, частично за счет других секторов экономики. Основная часть инвестиций государства направлялась в промышленный сектор, в то время как сельское хозяйство, в котором было занято более 4/5 экономически активного населения, вынужденно полагалось на собственные скудные ресурсы для обеспечения своих потребностей в средствах.
В промышленности первостепенная роль была отведена металлургии, электроэнергетике, тяжелому машиностроению и т.п. В соответствии с советской практикой основной стратегической целью определялось строительство крупных сложных и дорогостоящих заводов. Огромное количество таких заводов было построено с технической и финансовой помощью СССР, и доля тяжелой промышленности быстро росла.
«Большой скачок» — влияние на экономику
В 1958 году началась вторая пятилетка, вошедшая в историю как «Большой скачок». В сельском хозяйстве были сформированы коммуны и упразднены индивидуальные участки. Предполагалось увеличение объемов производства за счет более тесного сотрудничества и больших физических усилий жителей таких коммун. Крестьяне должны были не только заниматься сельским хозяйством, но и развивать промышленное производство, самостоятельно изготавливая для нужд коммуны различный сельскохозяйственный инвентарь и транспортные средства.
В промышленности продолжалось строительство крупных заводов, но помимо этого был объявлен курс на кустарную металлургию — повсеместно при коммунах строились небольшие печи для выплавки стали. Однако в результате отсутствия элементарных знаний и должного оборудования на выходе получался лишь низкокачественный чугун.
Разнообразные эксперименты, порой не имеющие под собой разумного научного обоснования (как, например, кампания по уничтожению воробьев) привели к впечатляющему падению сельскохозяйственного производства и появлению большого количества дорогостоящих некачественных товаров. Трудности еще больше усугубились после прекращения технической и материальной помощи со стороны СССР вследствие разрыва отношений между странами в 1959 году. К концу 1960 года страна столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом.
Неудачи заставили правительство приостановить начатые реформы и частично вернуться к индивидуальному хозяйству. Крестьянам были возвращены частные участки, размер коммун уменьшился, а производство получило большую независимость. Произошел также массовый перевод безработных промышленных рабочих в сельскую местность, а инвестиции в промышленность временно сократились, чтобы освободить ресурсы для сельскохозяйственного сектора, что практически мгновенно улучшило ситуацию.
Культурная революция и экономика
В 1966 году началась Великая пролетарская культурная революция, в отличие от Большого скачка, не имевшая явной экономической философии. Однако последующее десятилетие растерянности и раздоров среди правящей верхушки сильно повлияло на промышленное производство, что привело к трудным последствиям для китайской экономики.
В промышленности произошла заморозка заработной платы и отмена премий. В сочетании с политикой раздутости штатов для устранения безработицы это действие по существу лишило рабочих стимула трудиться. В сельском же хозяйстве объем производства на душу населения в 1977 году был не выше, чем в 1957 году.
Политика реформ и открытости
После смерти Мао Цзэдуна, долгие годы возглавлявшего правительство КНР, коммунистическая партия объявила о новой «политике реформ и открытости». Сельская экономическая реформа 1979 года началась со значительного повышения цен на сельскохозяйственную продукцию. К 1981 году акцент сместился на дробление пахотных полей на участки, арендовавшиеся частниками. К тому времени размер индивидуальных участков (земли, фактически принадлежащей частным лицам) был увеличен, и большинство ограничений на продажу сельскохозяйственной продукции на свободных рынках снято.
В 1984 году стали поощряться все более долгосрочные контракты на землю (как правило, 15 лет и более), и концентрация земли путем субаренды участков была признана законной. В 1985 году правительство объявило о ликвидации системы плановых закупок с выделенными государством квотами производства в сельском хозяйстве. Крестьянам, которые перестали обрабатывать землю, предлагалось искать работу у частников в сельской местности или в небольших городах.
Основные направления городской экономической реформы заключались в более полной интеграции Китая в мировую экономику, возложении на предприятия ответственности за свои прибыли и убытки, снижении роли государства в управлении и распределении ресурсов. Из металлургической и машиностроительной отраслей инвестиции были перенесены в легкую и высокотехнологичную промышленность, но при этом сохранялся акцент на устранение узких мест в энергетике, транспорте и связи.
Был разработан ряд связанных с этим мер, направленных на усиление стимулов для руководителей предприятий в целях повышения эффективности их фирм. Замена системы освобождения от уплаты налогов системами налогообложения и заключения контрактов, разработанными для поощрения менеджеров, позволила предприятиям значительно нарастить производство. Премиальная система была восстановлена, а управленческий авторитет менеджеров внутри фирм вырос. Менеджеры также получили расширенные полномочия нанимать, увольнять и продвигать работников.
Сокращение планирования центрального правительства сопровождалось разрешением предприятиям покупать и продавать излишки товаров по существу на основе свободного рынка, и полученные таким образом цены часто были намного выше, чем на товары, произведенные для удовлетворения плановых квот. Часть ресурсов была перенаправлена в сектор легкой промышленности. Государство, например, отдает приоритет в энергопотреблении некоторым предприятиям легкой промышленности, которые производят товары высокого качества.
Сокращение объема обязательного планирования основалось на предположении, что рыночные силы могут более эффективно распределять большинство ресурсов. Это предположение, в свою очередь, потребовало рациональной системы ценообразования, учитывающей существующие технологии и недостатки. Однако, поскольку в экономическую систему были встроены значительные субсидии, реформа ценообразования стала чрезвычайно деликатным вопросом.
Страх инфляции также послужил сдерживающим фактором. Тем не менее тот факт, что продукты, произведенные сверх плана, могут продаваться в большинстве случаев по ценам свободного рынка, создал двухуровневую систему цен, предназначенную для того, чтобы отучить экономику от административно фиксированных цен более ранней эпохи.
Усилия по созданию более свободного рынка труда также явились частью общего курса на достижение большей эффективности. Как и в случае с ценовой реформой, вмешательство в систему, которая позволяет многим гражданам жить более комфортно и безопасно, чем экономически более рациональная система, могли привести к напряженности в отношениях с общественностью.
Политика открытых дверей
В 1978 году было принято решение разрешить прямые иностранные инвестиции в нескольких небольших «особых экономических зонах» вдоль побережья. Позднее эти зоны были увеличены до 14 прибрежных городов и трех районов. В этих местах обеспечили благоприятный налоговый режим и другие преимущества для иностранного инвестора.
Были также приняты законы о контрактах, патентах и других вопросах, представляющих интерес для иностранных предприятий, с целью привлечения международного капитала для содействия развитию Китая. В значительной степени бюрократический характер экономики поставил трудноразрешимые проблемы для иностранных фирм, желающих работать на китайской территории, и правительству постепенно пришлось вводить все больше стимулов для привлечения иностранного капитала.
Изменения в экономическом мышлении и стратегии Китая с 1978 года были настолько значительными, с потенциальными последствиями для важных корпоративных интересов, и настолько сильными, что фактическая практика неизбежно значительно отставала от декларативной политики. В течение этого периода были заметны колебания в экономической политике между упором на рыночные реформы и возвращением хотя бы частичной зависимости от централизованного планирования.
В 2015 году экономика Китая вступила в кризисный период. Обвал фондового рынка вследствие «перегрева» экономики привел к панике, отразившейся, в том числе, и на мировых фондовых биржах. До сегодняшнего дня относительные периоды затишья и стабилизации чередуются с очередными обвалами фондового рынка страны.