• Виктор

Пекинская опера

Пекинская опера

Настоящая пекинская опера считается гордостью всего Китая. Она включена в список нематериального наследия культуры мира Юнеско, и прекрасно раскрывает весь потенциал китайского оперного искусства.

Опера в столице: зарождение

«Цзинцзюй» (Пекинская опера), как отдельная культура, начала свое формирование в 19 веке. Уже тогда выступления артистов оперы включали в себя акробатические номера, пение, танцы и даже пантомиму. Предпосылки к зарождению оперы можно отыскать также и в 18 веке, тогда странствующие труппы актеров тоже использовали народные напевы в своих представлениях.

При императоре Цянь-лун театральные труппы Китая чувствовали себя наиболее свободно. Их приглашали на дворцовые мероприятия. Ведь правитель так любил искусство.

Затем в 1876 году император Гуан-сюя издал указ, где название «цзинцзюй» впервые прозвучало на государственном уровне. Куньшанская опера стала основой для зарождения неповторимого пекинского оперного стиля.

В 1919 году труппы Пекинской оперы начали гастролировать по всему миру. Первого руководителя, сумевшего поднять оперу в Пекине на международный уровень, звали Мэй Лань-фан.

Покровительство императоров помогло низшей форме народного искусства, а именно такой оперу считали вначале, дорасти до статуса нематериального наследия мира. Самые лучшие актеры Пекинской оперы приглашались императорами во дворец, чтобы пройти обучение, перенять манеры знати, облагородить стиль выступления и форму его подачи зрителю.

Искусство грима для оперной сцены

Гримеры, подготавливающие актеров к выступлению, выражают характер персонажа при помощи цветов и оттенков. В оперной постановке цвета в гриме обозначают следующее:

  • Красный – правдивость, верность и честность;
  • Черный – прямота, отвага и смелость;
  • Синий – храбрость;
  • Зеленый – решительность;
  • Желтый – жестокость;
  • Белый – подлость и хитрость;
  • Золотой и серебряный – мифичность и таинственность.

Главные герои получают более сдержанный грим, чем персонажи, чьи образы комичны и злы. Сегодня существуют тысячи вариантов сочетаний цветов оперного грима. Грим для данного вида искусства настолько сложен, что требует от гримеров высокой степени подготовленности.

Герои оперы

Амплуа героев оперы подразделяют на 4 основные группы. Каждая из этих групп может иметь дополнительные подгруппы. Стоить отметить следующих персонажей:

  • Шэн – мужской положительный образ;
  • Дань – персонаж-женщина;
  • Цзин – герой, обладающий смелостью;
  • Чоу – комедийный герой;
  • Мо – второплановая роль глупого старика.

Все герои не только обладают прекрасными вокальными данными и потрясающим эмоциональным интеллектом, они также могут выполнять различные трюки и номера.

Символизм оперных костюмов

Костюм в Пекинской опере имеет огромное значение. Каждая его деталь – прямое дополнение к истории персонажа на сцене. Большинство костюмов нельзя отнести к определенному периоду историю. Они символичны, но не указывают на то время, когда разворачивается сюжет.

Такое положение вещей связано с тем, что первые труппы актеров были очень бедны, и не могли себе позволить иметь костюмы для каждого выступления. Для всех сцен они обходились стандартным набором костюмов, в которых переделывали лишь некоторые детали.

Музыкальное сопровождение Пекинской оперы

Во время выступления со сцены доносятся народные напевы, этнические ритмы и колоритные мелодии. Музыка здесь – лишь дополнение к замысловатым текстам и голосам певцов.

Мелодичность и многогранность являются главными составляющими оперной музыки. Ее звучание не должно отвлекать зрителей от голосов и происходящего на сцене во время выступления.

Пекинский оркестр

Струнные и духовые инструменты являются двумя частями оперного оркестра. Барабаны, трещетки и китайские народные инструменты занимают в оркестре главное место. В 80-х и 90-х годах оркестр мог включать в себя и зарубежные инструменты. В дальнейшем от этой практики отказались.

Пекинская опера – очень тонкое музыкальное искусство. Она символична, эмоциональна и невероятно красива. Каждое выступление воспринимается, как маленькое театральное диво, сопровождающееся нежными и бархатистыми голосами актеров и певцов.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Закрыть меню